ПУСТЫНЯ
А что Тамарка?..
Она уже оглодала миндали, сжевала давшиеся через
ограду ветки. Повисли они мочалками. Теперь их доканчивает солнцем.
Громыхают ворота. Это Тамарка рогами выдавливает
калитку.
-- Ку-ддааа?!..
Вижу я острый рог: просунула-таки в щель калитки,
ломится в огород. Манит ее сочная, зеленая кукуруза. Шире и шире щель,
всовывается розовый шагрень носа, фыркает влажно-жадно, слюну пускает...
-- На-ззад!!..
Она убирает губы, отводит морду. Стоит неподвижно за
калиткой. Куда же еще идти?! Везде -- пусто.
Вот он, наш огородик... жалкий! А сколько неистового
труда бросил я в этот сыпучий шифер! Тысячи камня выбрал, носил из балок
мешками землю, ноги избил о камни, выцарапываясь по кручам...
А для чего все это!? Это убивает мысли.
Выберешься наверх горы, сбросишь тяжкий мешок с
землею, скрестишь руки... Море! Глядишь и глядишь через капли пота -- глядишь
сквозь слезы... Синяя даль какая! А вот за черными кипарисами -- низенький,
скромный, тихий -- домик под красной крышей. Неужели я в нем живу? В саду -- ни
души, и кругом -- пустынно: никто не проедет за день. Маленький, с голубка,
павлин по пустырю ходит -- долбит камень. Тишина какая! Весенними вечерами
хорошо поет черный дрозд на сухой рябине. Горам попоет -- повернется к морю.
Споет и морю, и нам, и моим деревцам миндальным в цветах, и домику. Домик наш
одинокий!.. Отсюда видно его изъяны. Заднюю стенку дожди размыли, камни торчат
из глины -- надо до осенних дождей поправить. Придут дожди... Об этом не надо
думать. Надо разучиться думать! Надо долбить шифер мотыгой, таскать землю
мешками, рассыпать мысли.
Бурей задрало железо -- пришлось навалить по углам
камни. Кровельщика бы надо... И кровельщика, пожалуй, не осталось. Нет, старый
Кулеш остался: стучит колотушкой за горкой, к балке, -- выкраивает соседу из
старого железа печки. В степь повезут выменивать на пшеницу, на картошку...
Хорошо иметь старое железо!
Стоишь -- смотришь, а ветерок с моря обдувает.
Красота какая!
Далеко внизу -- беленький городок с древней, от
генуэзцев, башней. Черной пушкой уставилась она косо в небо. Выбежала в море
игрушечная пристань -- скамеечка на ножках, а возле -- скорлупка-лодка. Сзади
-- плешиной Чатырдаг синеет, Палат-Гора... Там седловина перевала... выше еще
-- и смотрит вихром Демерджи. Орлы живут по ее ущельям. Дальше -- светлые цепи
голых, туманно-солнечных гор Судакских...
Хорош городок отсюда -- в садах, в кипарисах, в
виноградниках, в тополях высоких. Хорош обманчиво. Стеклышками смеется!
Ласковы-кротки белые домики -- житие мирное. А белоснежный Дом Божий крестом
осеняет кроткую свою паству. Вот-вот услышишь вечернее -- "Свете
тихий"...
Я знаю эту усмешку далей. Подойди ближе -- и
увидишь... Это же солнце смеется, только солнце! Оно и в мертвых глазах
смеется. Не благостная тишина эта: это мертвая тишина погоста. Под каждой
кровлей одна и одна дума -- хлеба!
И не дом пастыря у церкви, а подвал тюремный... Не
церковный сторож сидит у двери: сидит тупорылый парень с красной звездой на
шапке, зыкает-сторожит подвалы:
--
Эй!.. отходи подале!..
И на штыке солнышко играет.
Далеко с высоты видно! За городком -- кладбище. Сияет
на нем вся прозрачная, из стекла, часовня. Какая роскошь... не разберешь, что в
часовне: плавится на ее стеклах солнце...
Обманчиво-хороши сады, обманчивы виноградники!
Заброшены, забыты сады. Опустошены виноградники. Обезлюжены дачи. Бежали и
перебиты хозяева, в землю вбиты! -- и новый хозяин, недоуменный, повыбил
стекла, повырывал балки... повыпил и повылил глубокие подвалы, в кровине
поплавал, а теперь, с праздничного похмелья, угрюмо сидит у моря,
глядит на камни. Смотрят на него горы...
Я вижу тайную их улыбку -- улыбку камня...
Сереет под Демерджи обвал -- когда-то татарская
деревня. Века глядела гора в человечье стойло. И показала свою улыбку --
швырнула камнем. Да будет каменное молчание! Вот уж идет оно.
Что, Тамарка? И ты, бедняга, попала в петлю... А
примириться не хочешь: упрямо стучишь копытом, бьешь головой в ворота! Похудела
же ты, бедняга...
Она тупо глядит на мою поднятую руку стеклянными
глазами, синими с неба и ветряного моря. Да куда же еще идти?! Ее бока
провалились, выперло кости таза, а хребет заострился и изъеден кровопийцами
мухами и слепнями. Сочится сукровица из ранок: там уже свербит червивое
потомство, зреет в теплоте язвы. Вымя ее вытянулось и потемнело, подсохли-поморщились
сосочки: ничего не вытянут из нее сегодня хозяйские руки.
-- Ступай же... нету!..
Она не верит. Она же знает великую силу человека! Не
может она понять, почему не кормит ее хозяин...
И я не могу понять, Тамарка... Понять не могу, кому и
зачем понадобилось все обратить в пустыню, залить кровью! А помнишь, еще
недавно каждый мог тебе дать кусок душистого хлеба с солью, каждый хотел
потрепать твои теплые губы, каждый радовался на твое ведерное вымя. Кто же это
выпил и твои соки? Каждую весну ты носила, а теперь ходишь пустая и не
прибавила на рогах колечка!..
В ее стеклянных глазах я вижу слезы. Немые, коровьи
слезы. Голодная слюна тянется-провисает к колючей ажине, которую она жевала. С
усилием отрывает она глаза от кукурузы, поворачивает от калитки и... смотрит в
море. Синее и пустое. Она его хорошо знает: синее и пустое. Вода и камни.
Смотрю и я... Сколько хочешь смотри -- и так, и этак.
Прямо смотри: не видная Азия, Трапезунд. Там
Кемаль-Паша воюет со всеми народами на свете; побил и греков, и англичан, и
французов, и итальянцев -- всех побил-потопил в славном турецком море.
Пошептывают прижухнувшиеся татары:
-- Це-це-це... Кемал-Паша! Крым идет... пылымот
стрылят, балшивит тикал! Хлэб будит, чурэк-чебурэк... баряшка будыт... Балшой
чилавэк Кемал-Паша! Наш будыт...
Вправо -- Босфор далекий, Стамбул Великий. Там горы
хлеба и сахара, и брынзы, и аравийского кофе, и баранов...
Влево, в утренней дымке, -- земля родная, кровью
святой политая...
Ни дымочка на синей дали, серебрятся течения... Одна
голубая парча -- на солнце.
Мертвое море здесь: не любят его веселые пароходы. Не
возьмешь ни пшеницы, ни табаку, ни вина, ни шерсти... Съедено, выпито, выбито
-- все. Иссякло.
А солнце пишет свои полотна!
Фиолетовый пляж розовым подержался, теперь бледнеет.
Накалится -- засветится. К ночи с холоду посинеет. А вот и она -- синь-бель:
вскипает с играющего моря. Нет ни души на гальке, пятнышка нет живого. Прощай,
расцветка!
Ни татарина меднорожего, с беременными корзинами на
бедрах -- груши, персики, виноград! Ни шумливого плута-армянина из Кутаиси,
восточного человека, с кавказскими поясами и сукнами, с линючими чадрами
кричащих красок -- утехой женщин; ни итальяшек с "обомаршэ"*, ни
пылящих ногами, запотевших фотографов, берущих "с веселым лицом" у
камня, лихо накидывающих черный лоскут суконный, небрежно-важно разбрасывающих
-- "мерсис"! И уральские камни сгинули, и растаяли бублики за
копейку, и раковинки с "Ялтой" -- китайской тушью, и
татары-проводники в рейтузах синей "диагонали", с нафабренными усами,
с бедрами Аполлона из Корбека, со стеком за лаковым голенищем, с запахом
чеснока и перца. Ни фаэтонов в пунцовом плисе, с белыми балдахинами,
вздувающимися на бойком ходу, с красными язычками в бисерной мишуре-сверканье,
с конями и шерстяных розанах, с крымскими глухарями из серебра -- звоном
бахчисарайским, -- щеголевато-мягко несущихся мимо просыпающихся утренних вилл
в глициниях и мимозах, в магнолиях и розах, и в винограде, с курящеюся
поливкой, с душистой прохладой утра, умело опрысканного садовником. Ни широких
турок, мерно бьющих новые плантажи, крепкожильных, с синими курдюками, с
полудня засыпающих на земле -- у камня. Ни дамских зонтиков на песке, жарких
цветов полудня, ни человеческой бронзы, которую жарит солнцем, ни татарского
старичка, сухого, с шоколадной головкой в белой обвязке, мотающегося на коленях
-- к Мекке...
* Название французского магазина.
Не ты ли сожрало, море? Молчит, играет.
Кому продавать, покупать, кататься, крутить лениво
золотистый табак ламбатский? Кому купаться?.. Все -- иссякло. В землю ушло --
или туда, за море.
Смотрят в пустой песок выбитыми глазами дачи. Тянут
бакланы в море, снуют-плавают их цепочки.
Одно увидишь на побережной дороге -- ковыляет босая,
замызганная баба с драной травяной сумкой, -- пустая бутылка да три картошки,
-- с напряженным лицом без мысли, одуревшая от невзгоды:
-- А сказывали -- все будет!..
Прошагает за осликом пожилой татарин, -- гонит с
вьючком дровишек, -- угрюмый, рваный, в рыжей овчинной шапке; поцекает на
слепую дачу, с вывернутой решеткой, на лошадиные кости у срубленного кипариса:
-- Це-це-це... ах, шайтаны!..
И вспомнит: носил сюда петухов в сезоны, черешню,
виноград, груши... было время! А теперь и соли купить не с чем.
А то пропылит на мухрастой запаленной лошадке
полупьяный красноармеец, без родины -- без причала, в ушастом шлыке суконном, в
помятой звезде красной-тырцанальной, с ведерным бочонком у брюха -- пьяную
радость везет начальству из дальнего подвала, который еще не весь выпит.
Так вот какая она, пустыня!
Смеется солнце. Поигрывают тенями горы. Все равно
перед ними: розовое ли живое тело или труп посинелый, с выпитыми глазами --
вино ли, кровь ли... И этому верховому звездоносцу. Остановится перед разбитой
виллой, глядит-пялит заспанными глазами... -- чего такое?.. Приметит --
стеклышко никак цело! Наведет-нацелит:
--
А-а, едренать...
Еще нацелит...
Но куда же пойдет Тамарка?
Она тянет-вытягивает мордочку и мычит, протяжно -- на
море. В синее и пустое. Еще мычит, и еще... И уходит через дорогу в балку.
Задумывается над сочным молочаем: не съесть ли?.. Фыркает и отходит: чует
коровьим нюхом эти острые молочаи-боли -- от них вымя сочится кровью.
Ну, что же сегодня делать? Что и вчера -- все то же:
нарвать виноградных листьев помоложе, мелко-мелко порезать -- и суп будет.
Хорошо чесноку добавить -- дает, говорят, бодрость; но чеснок весь вышел.
Потом... опять листу надо -- обманывать единственное живое, что нам осталось,
-- птиц наших. Они связывают нас с прошлым. Их надо поскорей выпустить,
кузнечика хоть поймают. Они доживут до осени, а дальше... Не стоит думать.
Кружились бы только с нами! Они отзываются на ласку, задремывают на коленях,
затягивая пленочками зрачки. Они шумно слетаются из балок, заслышав обманное
звяканье жестяной кружки, -- не зерно ли?! -- разговаривают даже с нами. Я
хорошо понимаю Робинзона.
Итак, начинаем день.